Студия «Анугама»  
Главная

Теория танца

Студия

События

Галерея

 

Философия

Техника

Хасты

Абхиная

Костюм
Музыка
Контакты
Карта сайта
Ссылки
Гостевая

Абхиная

Абхиная – комплекс средств актерской выразительности, сценической репрезентации. Это одно из основных понятий в теории индийского классического танца. Корень самого слова происходит от санскритского глагола «вести» (« ni»), и Натья Шастра так объясняет семантику этого термина: «абхиная названа так потому, что она ведет игру на сцене…выводит из представления различные смыслы…».

В VII-й главе Натья Шастры мудрецы узнают от Бхараты, что существует четыре метода абхинаи. Это:

ангика-абхиная – игра посредством телесных движений и мимики;

вачика-абхиная – речевые средства,

ахарья-абхиная – использование грима, костюма, декораций и т.п.,

саттвика-абхиная – душевные состояния, естественные эмоции аудитории.

Все четыре аспекта абхинайи наглядно представлены в Кучипуди. Но особое выполнение вачика-абхинайи отличает этот стиль от других. В древности танцовщица во время исполнения еще и пела сама. И потому по сей день при обучении уделяется много внимания голосовым данным танцоров, и в любом случае в танце используется артикуляция, что подразумевает под собой обязательное знание наизусть текста исполняемой композиции. Артист должен учиться петь сам, изображать смысл танца жестами, чувства и эмоции – мимикой, при этом отбивать ритм ногами. Техническая сверхсложность танца предполагает безупречность в движениях и требует усиленной подготовки. Поскольку Кучипуди изначально является драмой, то танец чередуется с диалогами, часто юмористического содержания.

Саттвика-абхинайя также преподается с особой тщательностью. Полная концентрация просто необходима: глаза являются зеркалом души, лицо отражает чистые эмоции и настроения, вызывая ответный отклик зрителей.

Но наибольшее число наставлений приходится на описание ангики-абхинаи. Она разделена на три вида: шарира – движения членов тела, мукхаджа – мимические движения лица и чештакрита – различные способы перемещения актера по сцене.

Кучипуди использует 13 положений головы: akampitam – голова медленно движется по вертикали (в изображении беседы, расспросов, приглашения); kampitam – по вертикали и быстро (показать ярость, зависть, болезненное состояние); vidhutam – быстро из стороны в сторону (изобразить страх, опьянение, дрожь) и т.д.

Видов движений бровей – 7. Bhrukuti – нахмуренные брови (в изображении злости, при виде яркого света), kunchitam – поднятые «домиком» (в изображении любви, смешанных чувств, показать определенные виды эротического поведения в разговоре мужчины и женщины) и др.

9 разновидностей движений шеи: sama – нормальное положение (в показе медитации, совершения пуджи); rechita – вибрирующее движение (изображая процесс взбивания молока) и др.

Положений глаз – также 9: samam – глаза неподвижны (изобразить йогическое сосредоточение, задумчивость); sachi – смотреть из стороны в сторону, доводя зрачок до уголка глаза (показать кокетливое, игривое настроение).

И даже движения носа подчинены правилам. Считается возможным придать этой практически неподвижной части лица 6 положений: nata – расширять и сужать ноздри (при изображении плача, эмоционального повествования); uchchhvasa – вдыхать носом (изображения дыхания, ощущения аромата); vikrushta – раздувать ноздри (в изображении свирепости, ярости).

В системе эстетических категорий Натья Шастры важнейшая роль принадлежит двум понятиям – раса и бхава.

Раса – в переводе относительно к теории драмы «поэтическое переживание», «настроение». НШ представляет расу как основную цель театрального действа. Драма мыслилась как символическое жертвоприношение в театре-храме, раса воспринимается как центральная сакральная жертва. Согласно последним индологическим исследованиям, в основе «театрального» ритуала лежит не ведическая яджня, а индуистская пуджа. Но семантика слова «раса» восходит именно к ведическим самхитам (сборникам гимнов и молитв). Там его значения – «жидкость», «влага», «сок», а также «вкус». Сок и вкус, прежде всего сомы, божественного напитка. Сома – пища богов – эквивалент пищи, как таковой. А потому НШ говорит о расе, что она «вкушается». Раса – сакральное ощущение, суть драмы. НШ утверждает, что «никакой элемент драмы не существует безотносительно к расе». Называется 8-10 рас, настроений: эротическое (шрингара), героическое (вира), отвращение (бибхатса), грозное (раудра), комическое (хасья), боязливое (бхаянака), сострадание (каруна), волшебное (адбхута), умиротворение (шанта), родительская нежность (ватсалья).

Бхава – санскр. «эмоция». Понятие бхавы, «эмоционального состояния», тесно связано с понятием расы. Она является последней ступенью к достижению расы, но они не существуют друг без друга. Бхава рождается вследствие искусной игры актера и, воздействуя на душу зрителя, вызывает его эмоциональный отклик. Есть три вида бхав: 8 постоянных (стхайи-бхавы), 33 преходящих (вьябхичари-бхавы) и 8 непроизвольных состояний (саттвика-бхавы).

 

Наверх

 

 
 

Студия

События

Галерея

 
 
'Arti Photo Studio' - Профессиональная фотография. 
Индийская культура в Санкт-Петербурге. Последние новости. Фотогалереи по Индии и др.
Professional photography. 
Indian culture in St.Petersburg. Photo of India. Galleries etc. WebList.Ru      

 

 



Сайт создан в системе uCoz