Главная

История танца

Студия

События

Галерея

 
Общий очерк
Кучипуди
Бхарат Натьям
Катхак
Одисси
Манипури
Катхакали
Мохиниаттам
Театр и индийский танец
 
Контакты
Карта сайта
Ссылки
Гостевая

Театр в Древней Индии

индийский танец
 
индийский танец

Театральное искусство Индии зародилось несколько тысячелетий назад. Бронзовая статуэтка танцующей девушки, найденная при раскопках в городе Мохенджо Даро, датируется III тысячелетием до н. э. Именно ритуальный танец стал тем стержнем, вокруг которого сформировался индийский классический театр.

Театральные обряды обладали многообразными сакральными функциями, а сам театр первоначально имел статус храма, где совершалась пуджа, и шло представление ритуальной драмы. Эти обряды описываются в древнеиндийском литературном памятнике «Натьяшастра» (датируемом 1—11 вв. н. э., но восходящем в некоторых своих частях к V в. до н. э.), специально посвященном истории, теории и обрядности драмы.

В древности каждое представление драмы предваряла пурваранга - специальная длительная церемония, все стадии которой обладали сакральным смыслом. В труппу классического индийского театра непременно входили сухтрадхара (букв. «держатель нитей»; ведущий актёр, одно временно и постановщик, и руководитель театра), нати (жена первого актёра и ведущая актриса), стхапака (первый помощник, гримёр и костюмер), приперсвика (второй помощник, выполнявший различные поручения). Сцена представляла модель вселенной, и центр сценического пространства отождествлялся с центром мироздания. В этом месте сутрадхара устанавливал джарджару - оружие-знамя Индры (бога-громовержца, в эпоху Вед занимавшего место главы пантеона). Знамя защищало натью от демонов и символизировалось деревом, которое приносили из леса и украшали. После церемонии дерево торжественно топили в реке, чтобы придать силу воде и земле. Затем сутрадхара совершал поклонение богам-локопалам – хранителям сторон света, расположенным по окружности символического круга, мандалы, который ограничивал ритуальное пространство и имел охранительное действие. После совершения всех необходимых церемоний, сопровождавшихся священными песнопениями и танцами, сакральное пространство разрушалось, чтобы случайными посторонними действиями или ошибками в проведении представления не нарушить порядка, отвечающего законам мироздания.

Возведение и освещение здания театра также сопровождалось многочисленными строгими и сложными обрядами.Сам театр первоначально имел статус храма, где совершалась пуджа и шло представление ритуальной драмы (Лидова Н.Р. Драма и ритуал в древней Индии. М., 1992, с. 119-124, 60—61, 100, 106)

Приступать к обряду возведения театра следовало при свете звезды Мула (? Скорпиона) в день, который сочтут благоприятным брахманы. Специальным шнуром, окропленным жертвенной водой, измеряли площадку для будущего театра, при этом неосторожные действия, связанные с разрывом шнура, или выскальзыванием его из рук, должны были приводить к отрицательным последствиям не только для жрецов и покровителей театра, но и для всей страны.

Когда закладывали фундамент театра, особые дары приносились божествам стран света. В специальный день, при свете звезд Рохини (Альдебаран) или Шравана (созвездие Орла), совершалась церемония закладки столбов, или колонн. Первыми устанавливались четыре колонны, считавшиеся важнейшими и ориентированные по промежуточным странам света. Они символизировали основные древнеиндийские варны — брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр.

Многодневный обряд освящения построенного театра также напоминает (или воспроизводит) ритуал освящения храма. Одно из действий предполагало рисование на полу сцены мандалы. Она должна была быть ориентирована строго по странам света, содержать по периметру четверо дверей (тоже по странам света) и состоять из девяти квадратов, которые следовало населить богами. В центре мандалы размещался «Брахма, сидящий на лотосе», затем заполнялись оставшиеся восемь секторов (описания взяты из книги Лидовой Н.Р. Драма и ритуал в древней Индии. М., 1992).

След пурваранги можно заметить в том, как танцовщица (чаще в стиле Кучипуди) обходит по кругу всю сцену прежде, чем приступит непосредственно к самому танцу, а после завершения исполнения также уходит, описывая окружность и прощаясь со зрителями. И танцевальная композиция, которую обязаны выучить исполнители Кучипуди в первую очередь после освоения начальной технической базы, так и называется – Пурваранга (Пуджа Брахманджали).

В Древней Индии театральные представления были обязательной частью праздников, посвящённых богам. В действе принимали участие борцы, фокусники, канатоходцы, музыканты и забавники, которых называли "ната" (в дальнейшем так стали именовать профессионального актёра). Упоминание о ната встречается в памятниках индийской литературы уже со второй половины I тысячелетия до н. э.

Театральные представления юга связаны с искусством храмовых сказителей - чакиаров, которые читали стихи на санскрите (классическом языке древности), а затем объясняли текст на языке местных жителей. При этом чакиар использовал мимику и жесты. Со временем вместе с чтецом в храме стали выступать актёры. Они читали санскритские тексты и сопровождали декламацию танцами. Представление получило название кутияттам ("коллективный танец"). В кутияттаме одинаково значимы были и слово, и танец.

Классический танец - особая форма театра Индии. По существу это не танец в чистом виде, а целостное драматическое представление, в котором соединены танец, слово, иногда пение. В этом заключается принципиальное отличие индийского классического театра от европейского: здесь присутствует органичный синтез нескольких искусств – декламации, пластики, хореографии, музыки. Это удивительный однородный сплав, внутри которого невозможно провести границ.

 

Текст: © Ирина Яцына

  Наверх
 
 

Студия

События

Галерея

 
 
'Arti Photo Studio' - Профессиональная фотография. 
Индийская культура в Санкт-Петербурге. Последние новости. Фотогалереи по Индии и др.
Professional photography. 
Indian culture in St.Petersburg. Photo of India. Galleries etc. WebList.Ru Эзопитер.Ру - Петербург Эзотерический. Современная жизнь традиций мира в пространстве Петербурга. Справочник. Новости. Статьи.    

Сайт создан в системе uCoz