Студия «Анугама»  
Главная

История танца

Студия

События

Галерея

 
Общий очерк
Кучипуди
Бхарат Натьям
Катхак
Одисси
Манипури
Катхакали
Мохиниаттам
Театр и индийский танец
 
Контакты
Карта сайта
Ссылки
Гостевая

Бхарат-Натьям

История стиля - Аккомпанемент - Костюмы
Последовательность танцевальных номеров
Наиболее известные исполнители Бхарат-Натьям

 
 

Ареал распространения стиля Бхарат-Натьям в Индии

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Костюм Бхарат-Натьям
 
Украшения Бхарат-Натьям
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Арти Шанкар в Петербурге. 2004 г.

Арти Шанкар. Фото: © С. Лоза

 

 

История стиля

Бхарат-Натьям считается наиболее древней формой классического танца Индии, где древняя южноиндийская танцевальная традиция и санскритские тексты «Натьяшастры» гармонично сливаются в единое целое.

Для Бхарат-Натьям характерна геометрическая четкость движений и линий танцевальной композиции. Наибольшее число композиций Бхарат-Натьяма посвящено Шиве и его сыновьям Ганеше и Сканде, но прославляются также Кришна и Рама, аватары (воплощения) Вишну.

История этого стиля насчитывает около 2000 лет. Этот стиль стал особенно популярным в храмах города Танджавур. Ранее только женщины могли участвовать в представлениях; мужчинам позволялось лишь быть учителями. В настоящее время мужчины достаточно часто участвуют в танцевальных представлениях.


Бхарат-Натьям, известный как дасьяттам, "представление девадаси" (храмовых танцовщиц), был ранее широко распространен в южной Индии, особенно в Тамилнаду. Этот танец был частью храмового ритуала, в котором участвовали девушки - невесты бога, обученные ритуальным танцам и уходу за статуей бога. Они были хорошо образованны и пользовались уважением в обществе. Девадаси подразделялись на несколько классов, каждый из которых отвечал за определенную службу в храме: раджадаси танцевали перед священной хоругвью, аланкардай - во время собраний общины, девадаси - в храмах, свадаси - во время специальных религиозных церемоний. Им нельзя было выходить замуж. С раннего детства девочки обучались в храме искусству танца и пения. В возрасте 16-ти лет они проходили ритуал символического священного брака и становились супругами бога, после чего посвящали всю свою жизнь служению ему. Они вставали засветло, зажигали священный огонь, пели гимну божеству, украшали, чистили и иногда кормили статую бога, следили за чистотой в помещениях храма и танцевали во время религиозных церемоний.

Название "Бхарат-Натьям" появилось только в 1940-х годах, когда началось возрождение индийского танца после многих лет преследований. Есть несколько известных версий о происхождении названия "бхаратнатьям".

Некоторые связывают его с Бхаратом Муни - легендарным учителем танца и учеником Бога Брахмы, который обучался тандава у самого бога Шивы, распространял свое учение по всему миру и написал "Натьяшастру". Исполнители Бхаратнатьям следуют учению, изложенному в "Натьяшастре" и в "Абхиная Дарпан" (книга, написанная Нандикешваром, известным как воплощение бога Шивы).

Слово "бхарат" в санскрите складывается из трех слогов:

  • "бха" значит "бхав" (чувства) или актерское мастерство,

  • "ра" значит "рага" (мелодия),

  • "та" значит "тал", или ритм.

Т.е., Бхарат-Натьям - это танец, в котором история рассказывается при помощи чувств, мелодии и ритма .

Слово "бхарат" также истолковывается следующим образом: "бхараты - избранные члены общества, святые люди, молящиеся богу при помощи музыки и танца". Ученики Лавы и Куша, сына Рамы, которые поют, танцуют и рассказывают истории, в определенный период также стали называться бхаратами.

Очевидно, что стили танца и внутренние аспекты исполнительского искусства во многом определяются исторической ситуацией, особенностями традиции и запросами публики в соответствующий период. Мы не знаем точно, каковы были стандарты и стилевые особенности Бхарат-Натьям, когда он только возник. Он непрерывно изменялся на протяжении 18-19 вв. Тем не менее, в современном репертуаре сохраняется много его архаических черт в их первозданном виде.

Наверх

Аккомпанемент

Для музыкального сопровождения танца Бхарат-Натьям используются такие инструменты как мриданг, скрипка, тампура, манджира, гхата.

Вокальное сопровождение в основном соответствует южноиндийской традиции пения. Сюжеты заимствуются из тамильских или санскритских текстов и как правило имеют отношение к различным воплощениям бога Вишну или Шивы.

Костюмы

Исполнители бхаратнатьям одеты в сари или дхоти. Дхоти оборачивают вокруг ног, оно покрывает тело сзади и перекидывается вперед через правое плечо; конец аккуратно закрепляется на талии с помощью золотого узорчатого пояса. Между обеими ногами помещается кусок гофрированной материи,напоминающий китайский веер, который раскрывается, когда танцор во время танца наклоняется или сгибает ноги. Волосы и дхоти украшают белыми и оранжевыми цветами, а на лоб надевают тикку с двумя головными украшениями.

Наверх

Последовательность танцевальных номеров

Алларипу. Бхаратнатьям начинается с алларипу. Танцовщица начинает танец, предлагая богу цветы. Это техническая композиция, в которой движения повторяются сначала левой, а затем правой половиной тела, это дает представление об уровне мастерства танцовщицы. Раньше исполнительница повторяла алларипу 4 раза, каждый раз поворачиваясь к одной из сторон света. Это делалось для того, чтобы люди, пришедшие в храм видели танец во всей его полноте, как его видит бог. Теперь, когда танец исполняется на сцене, это не обязательно. Во время алларипу вначале демонстрируются движения рук, ног, корпуса, затем переходят к филигранным движениям шеи, бровей, глаз. При помощи танца исполнительница просит бога, чтобы ее выступление было удачным.

Джатисварам - чисто техническая композиция, во время которой танцовщица показывает различные ритмические схемы, демонстрирует гибкость и силу своего тела, аккуратность движений при быстрой скорости.

Шабдам - здесь танцовщица вводит в танец литературу. В сопровождении вокала девушка исполняет танец-молитву, демонстрируя актерское мастерство (абхиная).

Варнам - важный элемент в последовательности танцевальных номеров. Здесь танцовщица показывает полный набор жестов и поз бхаратнатьям. В основе этой композиции обычно лежит стихотворение рассказывающее о влюбленной девушке (наика), ожидающей своего возлюбленного. Каждая строка поэмы повторяется несколько раз, каждый раз исполнительница варьирует свой танец, демонстрируя свое владение бхав (чувства). Чем выше профессиональный уровень танцовщицы, тем больше вариаций она может показать.

Падам - в этой композиции демонстрируются еще более глубокие чувства. В основе Падам тоже лежит стихотворение, взятое из какой-нибудь эпической или просто популярной книги. Большинство таких композиций рассказывает о жизни бога Кришны.

Тиллана - это 6-й элемент в последовательности танцевальных номеров бхаратнатьям. Для этого танца характерна высокая скорость, усиленная работа ног, энергичные телодвижения. Тиллана сопровождается песней, состоящей из звукоподражательных слов, не несущих смысловой нагрузки: тана, дерена, тум, лум, ялали, на, тадаре, дирдир, тани и т.д. Они помогают понять ритмический рисунок композиции.

Шлокам - последний элемент бхаратнатьям. Танцовщица молится богу, произнося шлоку на санскрите, и выполняя намаскар (приветствие и прощание), заканчивает свое выступление.

 

Наиболее известные исполнители Бхарат-Натьям

Кандиппа Пиллай, Гаури Амма, Балсарасвати, Е. Кришна Айяр, Рам Гопал, Рукмини Деви Арундел, Ямини Кришнамуртхи, Вайджанти Мала, Камла, Мриналини Сарабхай, Купайя и Говиндрадж Пиллай, Махалингам Пиллай, Парвати Кумар, Кальян Сундарам, Арти Шанкар.

Наверх

Использованы материалы с ныне не существующего сайта http://www.jhankar.org

 
 

Студия

События

Галерея

 
 
'Arti Photo Studio' - Профессиональная фотография. 
Индийская культура в Санкт-Петербурге. Последние новости. Фотогалереи по Индии и др.
Professional photography. 
Indian culture in St.Petersburg. Photo of India. Galleries etc. WebList.Ru Эзопитер.Ру - Петербург Эзотерический. Современная жизнь традиций мира в пространстве Петербурга. Справочник. Новости. Статьи.    

 

 



Сайт создан в системе uCoz