Студия «Анугама»  
Главная

Теория танца

Студия

События

Галерея

 

Философия

Техника

Хасты
Абхиная
Костюм
Музыка
Контакты
Карта сайта
Ссылки
Гостевая

Техника танца кучипуди

Техника Кучипуди строго следует правилам Натья-Шастры, этот стиль в полной мере использует баланс трех аспектов классического танца, нритта-нритья-натья, без превосходства одного над другим.

Техническую базу ученики начинают постигать с основополагающих для Кучипуди поз. Это – Сауштавам (танцовщик стоит на прямых ногах, руки едва заметной дугой красиво разведены по сторонам, прямой взгляд, все тело чуть подано вперед). Дословный перевод шлоки, описывающей эту позицию, выглядит так: «Бедра и уши – на одной линии, локти, плечи и голова – также, грудь приподнята. Пусть так называют Сауштавам». Араманди - полусидящая поза с широко разведенными коленями, запястья – на талии, так же подано вперед тело. Мураманди – глубокое плие, колени максимально разведены в стороны. Для всех позиций, как и для классической танцевальной техники в целом, важно сохранять красивую правильную осанку, без которой невозможно передать истинную структуру танца. Стройная и гибкая спина не напряжена, сильные ноги, грациозная посадка головы, пластичные руки и быстрые пальцы – если тело танцовщицы имеет эти характеристики, то зритель не обратит внимания на несовершенства её комплекции (если таковые имеются).

Далее следует усвоить довольно обширный набор танцевальных шагов, стэпов (steps), как часто их называют английским словом. Стэп – буква в технической танцевальной речи. При исполнении стэпов задействованы не только ноги, как можно было бы подумать, но всё тело. Стэпов около 60.

Затем следует изучение джати (jatee). Их – 24. Это – короткие ритмические комбинации, разделенные на блоки по использованию определенного вида ритма. Таких блоков – пять, каждому соответствует своя мера:

  • Чатурасрам (4): ta-ka-dhi-mi

  • Тисрам (3): ta-ki-ta

  • Мисрам (7): ta-ki-ta ta-ka-dhi-mi

  • Кхандам (5): ta-ka-ta-ki-ta

  • Санкирнам (9): ta-ka-dhi-mi ta-ka-ta-ki-ta

Джати – яркий пример нритта, и в структуре танца играют роль ритмического узора.

Натья-Шастра описывает и другие виды сценического движения. К примеру, это charee – танцевальные шаги, разделенные на два вида – «земные» (bhumicharee) и «небесные» (akashikacharee); последние присущи персонажам-небожителям отличаются легкостью и грациозностью. «Чари – согласованные движения стоп, груди и бедер». (Натья-Шастра, X, 1) Перемещение с помощью чари производится движением одной ноги.

Согласованные движения обеих ног используются уже в каранах. В IY главе НШ описаны 108 каран – поз Шивы. Но это не статичные позы, не смотря на то, что скульптуры в храмовых комплексах или другие изображения демонстрируют нам фиксированное положение тела. Говорится, что каждая карана состоит из трех элементов – начальной позиции (стхана), чари и нритта-хаст.

В IV главе Натья-Шастры описаны 108 каран – поз Шивы. Говорится, что каждая из них состоит из трех элементов – начальной позиции (стхана), чари и нритта-хаст.

Соединение трех каран образуют единицу движения кханда, три или четыре кханда составляют мандала. (Натья-Шастра, X, 3-4). Вышеперечисленные элементы танца, к сожалению, мало нами изучены.

Одновременно с освоением двигательной техники ученики постигают знаменитый язык жестов. Он включает в себя понятия мудра и хаста. Часто эти два термина являются синонимами. Но если соблюдать точность, то мудра (санскр. печать) – это комбинация пальцев, а хаста (санскр. рука) – положение ладони и пальцев. В Кучипуди используется 24 хасты для одной руки (асамьюта-хаста), 13 – для двух рук (самьюта-хаста) и 30 нритта-хасты. Каждый жест из двух первых групп является знаком-символом, в котором закодировано множество понятий. С помощью мудр и хаст исполнитель способен изобразить не только различные предметы, но и любое действие, эмоции и абстрактные понятия. Танцовщик обладает уникальной возможностью с большой точностью воспроизводить литературный текст драматургического произведения.

Нритта-хасты семантически не наполнены и предназначены для чистого танца.

Кроме того, танцовщик обязан досконально знать многочисленные канонические движения глаз, бровей, шеи, головы и других частей тела. Стройная система классификации не упустила практически ни одной детали, так или иначе имеющей отношение к образности индийской хореографии. Ведь исполнитель должен выразить любое эмоциональное состояние различными средствами абхинаи.

Нритта (чистый танец) в Кучипуди имеет неповторимое «зажигающее» свойство. Волнообразные движения округлы, переливаются одно в другое, этим отличая пластичный Кучипуди от геометрически строгого Бхарат-Натьяма. Но при этом скорость танца довольно высока. Возникает завораживающий эффект сочетания ритма и грации.

Многообразие стиля Кучипуди раскрывается в нескольких жанрах.

Коутвам - танец-поклонение, обычно посвящается Шиве или его сыну, слоноголовому богу Ганеше, который также считается великим исполнителем тандава.

Джатисварам - композиция "нритта" - чистого танца, соединение ритмических элементов "джати" и музыкальных элементов "свара". В чистом танце музыка служит основой движения, движение - отображением музыки. Там, где сливаются звук и ритм, движение и душа - рождается танец.

Тиллана - также композиция чистого танца, имеющая сложную ритмическую структуру и выразительную мелодику. Тиллана демонстрирует высокий уровень мастерства артиста, гармония мелодии и ритма завораживает зрителя, показывает утонченность и лиричность этого стиля. Обычно в конце ее следует обращение к божеству, чаще всего - к одному из воплощений Вишну.

Шабдам – танец-повествование о каких-либо эпизодах из жизни божества, и славословие ему.

Интересной особенностью стиля является также использование в жанре таранг песен из «Кришна Лила Тарангини». Таранг (санскр. волна) всегда наполнен лирикой и любовью и демонстрирует эпизоды из жизни Кришны. В этом жанре артист часть танца исполняет, балансируя на краях медного блюда, демонстрируя тем самым своё мастерство. Виртуозные исполнители часто в течение танца ставят ещё на голову кувшин, наполненный водой или рисом. Таранги могут быть частью спектакля или исполняться как сольные номера. Последние зачастую длятся 30 минут и более.

В Кучипуди существуют и вовсе уникальные номера, требующие соответствующего реквизита. Перед началом такого номера сцена посыпается мелом и накрывается полотном. Артист исполняет танец в особо редком, не используемом в настоящей танцевальной практике, ритме. По окончании танца полотно поднимают, и на нем четко видны определенные фигуры или образы божеств, «нарисованные» стопами танцора.

 

Наверх

 

 
 

Студия

События

Галерея

 
 
'Arti Photo Studio' - Профессиональная фотография. 
Индийская культура в Санкт-Петербурге. Последние новости. Фотогалереи по Индии и др.
Professional photography. 
Indian culture in St.Petersburg. Photo of India. Galleries etc. WebList.Ru      

 

 



Сайт создан в системе uCoz