Главная

Теория танца

Студия

События

Галерея

 

Философия

Техника
Хасты
Абхиная
Костюм
Музыка
Контакты
Карта сайта
Ссылки
Гостевая

Философские и теоретические основы классического танца

Философские и теоретические основы классического индийского танца изложены в "Натья Шастре" - древнем трактате об искусстве танца.

Теоретической основой классического индийского танца является Натьяшастра (санскр.– «наука о театральном искусстве»), ученый свод, обобщающий достижения древнеиндийских теоретиков театра, ок. 3–4 вв., приписываемый полулегендарному мудрецу Бхарате.

Натьяшастра дошла до нас в рукописной традиции. Индийский ученый Р.Кави, обследовавший более 40 рукописей, предположил существование двух основных версий текста в 36 и 37 главах. Имя составителя – Бхарата – означает просто «актер»; обобщенность этого образа подчеркивается его мифологическими элементами (во вводной и заключительной главах он выступает в качестве небожителя, беседующего с другими небожителями).

Натьяшастра носит энциклопедический характер, обобщая как теорию, так и «практику» драмы. Трактат был предназначен для самого широкого круга лиц, участвовавших непосредственно и опосредованно в театральном искусстве, – для режиссера, актеров, дирижера, танцмейстера, капельмейстера, художника, архитектора, строителя, жреца, но также для поэта и театрального критика.

В главе 1 излагается легенда о создании науки о театре (натьяведа) и первом спектакле, устроенном в мире богов, – архетипическом для всех земных театральных постановок. В давние времена Атрея и прочие мудрецы-риши спрашивают о происхождении натьяведы Бхарату, который сообщает им о том, что она была сотворена самим Брахмой еще на заре мира, в эпоху критаюги, когда боги во главе с Индрой попросили его создать новую Веду, поскольку созданные четыре предназначены для ограниченного круга людей, из которого исключается варна шудр. Брахма уступил их просьбе и создал Пятую Веду со священными повествованиями (итихасы) из Четырех Вед, которая должна содействовать основным целям человеческой жизни – дхарме, артхе и славе-ящас (замещающей, таким образом, в устойчивой схеме трех пурушартх желание-каму). Из Ригведы была взята рецитация, из Самаведы – пение, из Яджурведы – само действо, из Атхарваведы – расы и бхавы. После того как была создана наука о театре, Индра попросил Бхарату как ученика Брахмы продемонстрировать ее на сцене, и Бхарата инсценировал к началу праздника знамени Индры (джарджара) мистерию о победе Индры и других богов над их противниками - демонами.

В следующих главах тематизируются следующие составляющие театрального искусства: различные виды театрального здания и их планировка; обряд освящения театра; танец Шивы как разрушителя мира – тандава; церемонии освящения сцены; учение об «искусственных эмоциях» (расы), порождаемых в сознании реципиента сценическими средствами – расы любви, веселья, горя, гнева, героизма, страха, отвращения и удивления; учение о соответствующих им состояниях сознания - бхавах; правила по мимике и сценическому движению – прежде всего, относительно жестов и походки; разбивка сцены на пространственные зоны, классификации сценических представлений и манер игры-дхарми; описание стихотворных размеров; речевые формы, употребляемые в сценическом тексте, украшения и достоинства (гуны) поэтической речи; используемые в драме языки и принципы распределения их между «высокими» и «низкими» персонажами, формы обращения персонажей друг к другу; интонация и темп сценической речи; определения 10 драматических жанров-рупак; учение о сюжете и его частях; учение о драматических вритти-«стилях», среди которых различаются четыре общих – риторический (бхарати), патетический (саттвати), изящный (кайшики) и энергический (арабхати) – и четыре местных, означающих адаптацию общих к региональным особенностям, языкам, быту и обычаям; грим, костюмы, сценические аксессуары; общие и разнообразные средства сценического изображения; гетеры и их поклонники; средства сценического успеха и восприимчивость публики; материал по теории музыки и музыкально-песенным компонентам драмы; заключительные части.

Наиболее авторитетным комментарием к Натьяшастре является Абхинавабхарати, принадлежащая знаменитому философу Абхинавагупте (10 в.), построившему своеобразную эстетическую эпистемологию, опирающуюся частично и на шиваитский мистицизм. Продолжение Натьяшастры можно видеть в трактате "Абхиная-дарпана".

Согласно "Натья Шастре", понятие "танец" включает в себя "нритта" - чистый танец без смысловой нагрузки, в котором важна точность исполнения движений; "нритья" - танец, где сочетается техника исполнения и мастерство абхиная - актерской выразительности; "натья" - драматическое действие. Эти три компонента, слитые воедино, порождают гармонию "Лалита кала" - "тонкого искусства" - так называют в Индии классический танец.

Индийский танец часто называют одной из форм йоги, и это так и есть: цель йоги – единение с высшим божеством, Абсолютом (йога – санскр. связь) посредством определенных духовной и физической практик. Назначение йогического пути, так же как и кульминационный момент танцевального действа - мокша – освобождение из порочного и тягостного круга бытия и слияние с Богом. Но задача исполнителя ритуального танца усложняется тем, что ему необходимо привести в это состояние не только себя, но и зрителей. Талантливый танцор несет в себе божественную энергию, и её излучением объясняется тот факт, что немало зрителей, созерцающих храмовые танцы, не только испытывали особое чувство благодати, но избавлялись от многих недугов. Нечто подобное происходит при исполнении своих танцев шаманами. Считается, что ими овладевают духи. А в тело индийского танцора входит сам бог Шива Натараджа, Владыка танца. И неудивительно, что тот, для кого индийский классический танец стал частью образа жизни, непрерывно испытывают на себе его благотворное очищающее влияние и созидательную силу.

Наверх

Частично использованы материалы с сайта http://www.krugosvet.ru/

Если вас интересует не только танец, но и индийская культура в целом, вы можете посмотреть список литературы об Индии.

 
 

Студия

События

Галерея

 
 
'Arti Photo Studio' - Профессиональная фотография. 
Индийская культура в Санкт-Петербурге. Последние новости. Фотогалереи по Индии и др.
Professional photography. 
Indian culture in St.Petersburg. Photo of India. Galleries etc. WebList.Ru Эзопитер.Ру - Петербург Эзотерический. Современная жизнь традиций мира в пространстве Петербурга. Справочник. Новости. Статьи.    

Сайт создан в системе uCoz