Система классического танца Кучипуди явилась кульминацией развития существующих танцевальных направлений в культуре Индии. Основанный на фундаменте танцевального искусства - "Натья Шастре", Кучипуди развивался по пути чистоты и сохранения древнейшего наследия. Богатство и глубина изображения различных чувств в этом стиле являются его главным достоинством.
Кучипуди - это форма танцевальной драмы, которая возникла приблизительно за 300 лет до нашей эры. Кучипуди является одним из ярких видов искусства классического танца штата Андхра-Прадеш. Особое место в Кучипуди, гармонично соединившем пение, танец и драматическое представление, занимают сольные танцевальные эпизоды.
Свое название стиль получил по имени деревни в самом сердце Андхра-Прадеш, которая была дарована артистам правителем княжества Голконда в 15 веке. Изначально деревня называлась Кучелавапури, т.е. поселение актеров. Происхождение этого названия связано с одним из великих эпосов Древней Индии - "Рамаяной". Согласно "Рамаяне", божественный правитель Рама усомнился в верности своей супруги Ситы и повелел ей удалиться в изгнание. Сита всегда была верна мужу, и в это время ждала от него ребенка, но, как послушная жена, выполнила его волю. Она стала жить в обители мудрецов, где вскоре у нее родились сыновья-близнецы - Куша и Лава. Когда они подросли, Сита поведала им свою печальную историю. Братья стали бродить по стране, рассказывая ее с помощью музыки, пения и танца. Так они дошли до Айодхьи, где правил Рама. Услышав от молодых артистов повесть о своей жизни, Рама взволновался, повелел привести их во дворец, расспросил их о том, кто они и понял, что перед ним - его родные сыновья. Рама раскаялся и просил Ситу и сыновей простить его... А сочетание имен "Кушилава", "Кушилобо" или "Кучелава" во многих индийских языках означает "странствующий актер". Во времена правления Великих Моголов в Индии в средние века многие традиционные виды искусства пришли в упадок. Танцы из ритуального действа превратились в придворное развлечение, артисты воспевали не бога, а своего покровителя. И именно в это время, в 15 веке, жил человек, которому Кучипуди обязан своим сохранением в первозданной чистоте и необычайной популярностью даже сегодня. Имя этого танцора, поэта и мудреца - Сиддхендра Йоги. О его личности известно немногое. Его песни о любви Сатьябхамы к Кришне послужили основой для известнейшего балета Кучипуди "Бхамакалапам".
Композиции стиля Кучипуди создавались и на стихи таких великих поэтов, как Шанкарачарья, Аннамачарья, Джаядева. Очень известны в Индии аштапади (восьмистишия) Джаядевы о любви Радхи и Кришны. В танцевальной традиции Кучипуди есть несколько прекрасных композиций на основе этих аштапади. Кучипуди верен также и другим каноническим жанрам танца - коутвам, джатисварам, тиллана, тарангам.
Традиционные драматические постановки КУЧИПУДИ
“Bhamakalapam”
Автор – Сиддхендра Йоги. Оригинальный текст во многом утрачен. В трактатах и манускриптах присутствуют различные версии текста.
“Golla Kalapam” .
Создан около 90 лет тому назад. Автор – Бхаватула Рамайя.
“Prahlada Charitam” .
Создан около 70 лет тому назад. Автор – Тирукараячарьюлу.
“Usha Parinayam” .
Автор – Чидамбара Кави.
“Sasirekha Parinayam” .
Создан около 50 лет тому назад. Автор – Валлабханенни Чоудхри.
“Mohini Rukmangada” .
Автор – Бета Бхагаванта Рао.
“Harishchandra Natakam” .
Автор неизвестен.
“Rama Natakam”, “Uttara Rama Charitam”, “Rukmini Kalyanam” .
Драмы, созданные в глубокой древности, неизвестных авторов.
Подробнее о кучипуди читайте в разделе Теория танца
|